Компаниям, страхующим ответственность автоперевозчиков, необходимо находить варианты, чтобы дистанцироваться от проблем законодательной базы. Иначе они рискуют своей репутацией.
Существует мнение, что динамика грузооборота – самый четкий маркер того, как работает реальный сектор экономики. Грузооборот растет – есть все основания говорить об общем экономическом подъеме, снижается – экономика затухает, начинается стагнация или, хуже того, кризис. На практике этот показатель более чуток, нежели данные статистических служб или биржевые индексы. Так, в 2008 году четкий тренд к снижению грузооборота предвосхитил общий экономический спад.
Развитие рынка страхования грузоперевозок для страховщиков – не менее серьезный индикатор, и то, что сегмент восстанавливается, очень важно, отмечает руководитель управления имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс Страхования» Виталий Овсянников: страховые компании понимают, что их кризис также завершается. И хотя зависимость между рынками грузоперевозок и страхования у нас опосредованная, а какая-либо страховка есть лишь у небольшого числа грузов (четкие статистические данные отсутствуют, оценки участников рынка колеблются от 5 до 20%), кризис подтвердил, что определенная взаимосвязь есть. Он показал и другое: страховщики, в том числе крупнейшие, готовы продавать страховки, по которым они не обязаны выплачивать возмещение, и таким образом рискуют репутацией и своей, и рынка в целом.
Вместе со всеми
«В сегменте страхования грузоперевозок 2009 год оказался сложным. По данным экспертов, рынок сократился почти на 40−50%», – рассказывает руководитель дирекции грузов Северо-Западного регионального центра «РЕСО-Гарантии» Игорь Исаев. И это закономерно, поясняет он, если посмотреть на историю рынка грузоперевозок: она отнюдь не радужна. Грузооборот за 2009 год составил 83,3% от уровня 2008−го. Если проводить сравнение с первым полугодием 2008 года, то есть до того, как рынок накрыл кризис, то объем грузоперевозок всеми видами транспорта в первом полугодии 2009−го упал на 25%. При этом максимально кризис ударил по автоперевозкам. Общий оборот автомобильных перевозок по итогам 2009 года составил 76% к уровню 2008−го. Упала стоимость автотранcпортных услуг, что в первую очередь сказалось на мелких предпринимателях. Порядка 20% участников рынка внутрироссийских автоперевозок вынуждены были его покинуть. «В условиях жесткой конкурентной борьбы за выживание вопрос необходимости страхования грузов просто не стоял на первом месте», – подытоживает Исаев.
По Северо-Западу динамика развития рынка страхования грузоперевозок не столь драматична. Страховщики свидетельствуют: снижение премий в регионе оказалось явно меньше общероссийского (около 20%), и для восстановления докризисных показателей рынку не потребуется долгий срок. Многие участники рынка сообщают, что их сборы по итогам девяти месяцев 2010 года уже превысили объем страховых премий за весь 2009−й. Рынок отыгрывает падение.
«В первую очередь это связано с увеличением экспортно-импортных перевозок, которые традиционно составляли большую долю по сравнению с внутренними поставками за счет вмененного страхования по условиям поставок», – считает заместитель начальника управления страхования имущества и ответственности Санкт-Петербургского филиала «СОГАЗа» Алексей Шмидт. Этим же объясняется и то, почему общее падение страховых премий в сегменте страхования грузоперевозок по Северо-Западу оказалось не столь сильным, как по стране в целом: даже если свободных средств нет, международные перевозчики не могут не быть застрахованными. Россия в глазах абсолютного большинства западных логистических брокеров – страна высоких рисков при грузоперевозках.
Настоящая проверка
Тем не менее общие тенденции – снижение страховых тарифов за счет уменьшения страхового покрытия или без этого, миграция отдельных клиентов к тем, кто готов дать минимальную цену, – четко проявились и на Северо-Западе. За кризисный период тарифы в данном сегменте рынка снизились примерно на 15−30%, в зависимости от региона и объектов страхования, замечает заместитель директора по корпоративному страхованию петербургского филиала «Росгосстраха» Дмитрий Куксинский.
«Особенно непростая ситуация с крупными и очень крупными клиентами. Не секрет, что некоторые крупные и интересные на первый взгляд страхователи грузов, работая с текущим страховщиком на грани рентабельности, при перезаключении договора требуют дальнейшего снижения тарифов. Если не получают его, идут к другому страховщику, впечатленному громким именем страхователя и объемом перевозимых грузов», – рассказывает директор департамента транспортного страхования «России» Алексей Пашков. Страховые компании, готовые предложить не небольшие, а значительные скидки, тоже появляются, хотя их шаги вызывают незамедлительные замечания коллег. «Не может один продукт отличаться в десять раз по цене у разных продавцов, поэтому страхователям обязательно нужно уточнять условия страхования, в соответствии с которыми страховщик будет нести ответственность», – рассуждает начальник отдела страхования грузов петербургского филиала СГ «Спасские ворота» Марина Черникина.
Но эти в целом естественные тенденции, характерные и для других сегментов рынка, не могут вызывать нареканий в адрес страховщиков. Но они возникают в связи с тем, что страховые компании снова активно продвигают страхование ответственности перевозчиков. Развитие этого направления в целом соответствует ожиданиям страхователей – в период кризиса некоторые компании перестали страховать свои товары как груз, требуя от экспедиторов (или перевозчиков) наличия договора страхования ответственности, говорит Пашков. Соответственно, участники страхового рынка идут навстречу – стремятся подменить договор страхования грузов договором страхования ответственности перевозчика (предлагая застраховать последнего, а не груз), признает Марина Черникина.
У грузоотправителя или экспедитора есть два варианта как-то возместить потерю груза – по договору страхования груза или же истребовав ущерб от перевозчика (если это его вина). Во втором случае важную роль играет наличие у перевозчика или экспедитора полиса страхования ответственности. «Страхование имущества и ответственности – разные виды страхования, однако в данном случае они действительно могут рассматриваться как взаимодополняющие», – полагает Дмитрий Куксинский. Понятно, что средства, которые можно возместить по страховке груза и по договору страхования ответственности, будут разными, как и сроки их получения. Страховка ответственности почти всегда имеет невысокие лимиты, плюс страховая компания в данном случае будет требовать неоспоримые доказательства вины перевозчика. Но стоимость этих двух страховых продуктов отличается не в разы, а более чем в десять раз (к тому же грузовладелец может потребовать в ультимативном порядке, чтобы перевозчик был застрахован, то есть вовсе не тратиться).
Однако проблема эволюции к страхованию ответственности не в том, что сокращается страховое покрытие, уменьшаются суммы по возмещению и усложняется процесс выплат. Компании, предлагая страховку ответственности перевозчика, продают полис, по которому они не обязаны что-либо возмещать. Через суд призвать их к ответу могут лишь морские перевозчики, а у других, в частности автоперевозчиков, такой возможности нет.
Выбор вариантов
В Гражданском кодексе РФ прописано, что страхование ответственности за неисполнение обязательств по договору возможно лишь в случаях, когда они оговорены в соответствующих нормативных документах. Но законодательных актов, которые бы позволяли страховать ответственность автомобильного и железнодорожного перевозчика, в России нет (в то время как у таможенных перевозчиков – Таможенный кодекс, у морских – Кодекс морского мореплавания). Соответственно, этот страховой продукт находится вне законодательной базы. Поэтому в суде страховка ответственности перевозчика будет признана ничтожной.
Представители Федеральной службы страхового надзора (ФССН), отвечая на запросы страховых компаний и автоперевозчиков, неоднократно подтверждали, что «закон РФ не содержит норм, допускающих страхование автоперевозчиком своей ответственности по договору». Поэтому «риск утраты (хищения) или повреждения груза в результате противоправных действий третьих лиц может быть предусмотрен только в рамках договора страхования грузов». При этом, говоря о невозможности страхования автоперевозчиком своей ответственности по договору, ФССН разрешает заниматься подобным видом страховой деятельности. Получается, что контролирующий орган предоставляет возможность каждому страховщику самостоятельно решать, готов ли он рисковать репутацией, занимаясь в некотором смысле сомнительным видом страхования.
Они и решают – кстати, по-разному. «На рынке есть и компании, которые вообще не страхуют ответственность перевозчиков, и те, кто, несмотря на то что страхование ответственности нелегитимно, продолжают им заниматься, и те, кто страхует ответственность в редких ситуациях, когда разбирательство между страховщиком и клиентом по данному полису не может возникнуть», – обрисовал ситуацию Виталий Овсянников. И добавляет, что «Ренессанс Страхование» выбирает третий вариант, выдавая полис страхования ответственности, когда у экспедитора или перевозчика уже есть страховка груза, прежде всего для того, чтобы успокоить грузовладельца (для иностранных компаний наличие страховки ответственности обязательно в любом случае).
В реальности ситуация все же сложнее и не описывается в терминах «честный страховщик», «нечестный» и «честный, но готовый идти навстречу клиентам». У ФССН есть основания, чтобы, признавая проблемным сегмент страхования ответственности перевозчиков, одновременно не запрещать страховщикам эту деятельность. Подавляющее большинство страховок ответственности грузоперевозчиков заключаются в результате давления зарубежных грузовладельцев, а с защитой их интересов дело обстоит несколько иначе. Серьезные заказчики при работе с экспедитором настоят на том, чтобы ответственность перевозчика была застрахована пусть и российским страховщиком, но в рамках Ассоциации взаимного страхования перевозчиков (Through Transport Mutual Insurance Association, или «ТТ Клуб»).
Эта организация является самым надежным гарантом того, что страховое покрытие будет адекватным, рассмотрение страхового случая – оперативным, а страховые выплаты будут соответствовать международной практике. И хотя страховые компании, предлагая клиентам страховки «ТТ Клуба», выступают скорее как агенты, нежели страховщики, а подобные страховки дороже среднерыночных (соответственно, число тех, кто готов их приобрести, остается небольшим), среди тех, кто не хочет рисковать репутацией, такой вариант популярен. В частности, «Ренессанс Страхование» или «СОГАЗ», который заявляет, что вообще не страхует ответственность российских перевозчиков, не первый год реализуют страховки «ТТ Клуба».
Кстати, отказ от страхования ответственности перевозчиков не всегда означает, что страховая компания уходит с рынка недорогих полисов для грузоперевозчиков (хотя в большинстве случаев это именно так). На петербургском рынке есть пример, когда страхование имущества продают по цене полиса ответственности, но он успешно работает не первый год. Его автор – региональный страховщик – исчезнувшая ныне страховая компания «Русский Мир» (поглощена «Росгосстрахом»), а сегодня этот продукт развивает «РОСНО» (туда ушли разработчики данной страховки).
Схема проста. Автоперевозчику предлагают приобрести полис страхования грузов, включив только те риски, по которым он несет ответственность по международному законодательству. Так, в большинстве случаев перевозчик не отвечает за сохранность груза в случае хищений, природных катаклизмов, аварий из-за разрушенного дорожного полотна: это головная боль грузоотправителя. Автоперевозчик же страхует груз от рисков ДТП и повреждений из-за дефекта транспортного средства.
То есть объем страхового покрытия и уровень цен – как у страховки ответственности, но без проблем с порядком урегулирования претензий. Кроме того, по желанию принципиальных грузовладельцев страховщик выдает специальный сертификат, который по своему содержанию повторяет договор страхования ответственности перевозчика. Правда, смешанный характер полиса ведет к тому, что ему требуется точная настройка: цена значительно варьируется в зависимости от географии перевозок, характера груза, парка автотранспортных средств. Страховой продукт – не некий эксперимент страховщика, он согласован с контролирующими органами, подчеркивает директор центра страхования транспортных средств Северо-Западной дирекции «РОСНО» Павел Евстратов.
Но самый распространенный вариант, который стремятся повторить многие страховые компании, – ставка на собственную порядочность. Яркая иллюстрация этого варианта – компания «Ингосстрах», традиционный лидер сегмента страхования грузов и ответственности грузоперевозчиков. Она не первый десяток лет реализует собственные полисы страхования ответственности перевозчиков и, несмотря на продолжительное время и значительные объемы работы, пока не появлялась в судах с разбирательством по поводу страховки ответственности перевозчика. Как убеждены в «Ингосстрахе», потому, что стиль и опыт работы в данном сегменте не сильно отличаются от стиля и опыта того же «ТТ Клуба». Страховые продукты компании практически идентичны международным, и процесс разрешения конфликтов также отлажен в соответствии с международными стандартами.
ЛЕОНТЬЕВ Алексей Санкт-Петербург Показатели деятельности компаний СЗФО в сегменте страхования грузов*
Вся пресса за 8 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование грузов, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|